Мы живем в эпоху мобильных телефонов, сверхбыстрого подключения к интернету и мгновенных фактов. Но, несмотря на изменения, одной из постоянных превичек футбольных фанатов по всей стране остается их программа тура.Опрос The Sunday Post показал, что, несмотря на падение продаж, более 80% клубов лиги Шотландии продолжат выпускать печатную программу в этом сезоне. Эксперты сказали, что содержание многих в наше время было лучше, чем когда-либо прежде, и утверждали, что эти заветные сувениры остаются жизненно важным средством сохранения истории клубов.
Питер Рандо, один из ведущих дилеров программ в Шотландии и редактор публикаций Данди Юнайтед, сказал: «Программы будут с нами еще много лет.
«Продажи могут упасть, но я не думаю, что они когда-либо исчезнут полностью - особенно для крупных игр, таких как финалы кубков, европейские игры и международные турниры.
«Мы также видим людей, которые сейчас ищут командные отчеты, если нет программы.
«Гораздо проще и приятнее искать программу, чтобы узнать, сколько игр кто-то сыграл, чем возиться с телефоном. И продукты, особенно для некоторых крупных клубов, в настоящее время превосходны.
«Существует удобное для пользователя ощущение и качество, которое вы просто не получаете с мобильного телефона, и они также являются памятным событием».
В правилах SPFL клубы не обязаны составлять программу матчей.
Но наш опрос показал, что 35 из 42 клубов лиги придерживаются печатной программы на предстоящий сезон.
Небольшое число, например Ливингстон и Инвернесс, публикуют загружаемую онлайн-версию.
Росс Каунти, Форфар, Питерхед, Бречин и Куинз Парк - другие, которые не выпустят печатную копию в этом сезоне.
Программы для нескольких шотландских клубов существуют еще до Второй мировой войны, но большинство из них начали рутинную публикацию, когда нормирование бумаги закончилось в послевоенную эпоху. Одна из первых программ финала Кубка Шотландии была продана за £ 1610 в прошлом году на аукционе.
Выпуск на 24 страницах, посвященный матчу между «Рейнджерс» и «Third Lanark» (не знал как правильно перевести потому выложил оригинал) в 1936 году, стоил три пенни. Игра перед 88 859 фанатами в Хэмпден-Парке была выиграна 1: 0 Рейнджерс после гола Боба Макфайла на второй минуте.
Программа была продана на аукционе eBay дилером на юге Шотландии неизвестному покупателю. Рейнджерс, чья первая программа была выпущена для игры против «Селтика» в январе 1929 года, в прошлом сезоне запустила цифровую программу в дополнение к печатным копиям.
Арброут в этом сезоне увеличивают свою программу с 16 страниц до 24 после продвижения на Чемпионат. Их цена покрытия будет £ 2,50. Новички Лиги Коув Рейнджерс будут выпускать журналы по цене £ 2.
Гамильтон сказал, что они будут печатать £ 2,50 для всех игр. Доходы поступают в их общественные и молодежные академии.
Мазервелл сказал: «Мы будем продолжать публиковать и продавать нашу 72-страничную программу матчей на каждом домашнем матче по цене 3 фунта».
Билл Гилби, редактор программы Рэйта, Rovers Review, сказал: «В этом сезоне мы выпускаем программу по 2 фунта стерлингов за 40 страниц, что, по нашему мнению, является отличной ценностью.
«Программа остается важной для нас, и это рекорд игры. Это также становится частью истории клуба, и мы отправляем копию каждого номера в Национальную библиотеку Шотландии в Эдинбурге.
«Вероятность того, что исторический контент сайта клуба будет доступен через 10, 20 или 50 лет, вероятно, маловероятна.
«Поэтому, интервью и информация о клубе, вероятно, исчезнут навсегда, если бы не печатная программа.
«Это сувенир игры, и для тех, кто хочет сохранить историю клуба, он остается значимым».
Шотландский музей футбола на Хэмпден-Парке включает в себя программы для финала Кубка Европы Айнтрахт v Реал Мадрид 1960 года и Финала Кубка Европы Лиссабонских Львов 1967 года среди своей коллекции ценных вещей. Помощник куратора Деми Бойд сказал: «Программы были основной частью опыта поклонников игрового дня на протяжении десятилетий.
«Клубам важно посмотреть, как фанаты взаимодействуют с информацией, и как на нее реагировать.
«Я не уверен, что обращение исключительно к социальным сетям, а не к созданию программ, является инклюзивным для каждого поколения фанатов и может сделать информацию недоступной для некоторых».